Что происходит, когда к нам обращается клиент
Как правило, к нам в студию обращаются посредством звонка или через форму на сайте.
С клиентом созванивается аккаунт-менеджер, который рассказывает о процессах студии, об опыте, о типах проектов,
с которыми мы работаем и хотим работать.
На этапе первого контакта проводится брифование (опрос) клиента, и на основании брифа мы сразу можем сказать:
-
Возможность реализации нами.
Например, мы не возьмемся за работку шаблонного сайта на готовом движке или CMS — это не наш профиль. Но с удовольствием спроектируем и реализуем интересный веб-сервис :) -
Вилочную оценку проекта.
Мы работаем в высоком ценовом сегменте, цена на разработку у нас формируется исходя из затраченного времени, а оно часто большое — сначала делаем аналитику, потом интерактивный прототип, рисуем все разрешения, верстаем, разрабатываем движок с нуля. Проекты по 800-1000 часов разработки в первой версии — стандартная ситуация.
Не все готовы тратить большие деньги на проект — ведь можно воспользоваться шаблонами верстки или собрать сайт на Тильде. В каких-то случаях это решит задачу заказчика — и мы будем рады, если кто-то из коллег заберет такой проект и сделает круто!
Сами мы специализируемся на сложной уникальной разработке. -
Сроки реализации.
Сроки определяем просто — понимая примерный объем работ в часах, делим его на 250 (примерно столько часов в месяц отгружаем в среднем клиенту задачами), получаем примерный срок в месяцах.
Через такую формулу расчета прогоняем нижнюю и верхнюю границы оценки. -
Какой у нас есть релевантный опыт.
Мы прекрасно понимаем, что клиенту нужно быть уверенным, что студия справится с проектом не только в срок, а вообще.
В ходе брифования мы понимаем, какие работы уже делали, можем показать и рассказать.
После первого контакта, как правило, и студия, и клиент понимают, готовы ли работать дальше вместе или нет.
Что такое бриф
Это первый «живой» контакт клиента и студии. Аккаунт расспрашивает клиента про его проект, список вопросов примерно такой:
- Спрашиваем, какова суть проекта — основная идея, какую задачу клиента должен решить проект.
-
Просим рассказать суть бизнеса, назначение интернет-проекта — часто приходят клиенты,
которые хотят вывести существующий в офлайне бизнес на новый уровень — в формат веб-сервиса или интернет-магазина.
Нам эти сведения необходимы для составления более полной картины, понимания ожиданий заказчика, масштабов будущего проекта. -
Расспрашиваем про функции, которые должны быть у сайта.
Если это интернет-магазин, то тут более-менее понятно — каталог, страница товара, корзина, личный кабинет, интеграции, региональность и т.д. Если это какой-то неведомый стартап, подобных которому нет в природе, то уже посложнее — но по крайней мере оценку «от» можем назвать на основании опыта.
Отлично, если клиент может назвать схожий по функционалу сайт — аккаунту будет проще сориентировать по цене. -
Узнаем, как сайт будет продвигаться (если это необходимо).
Если предполагается продвижение по SEO — мы также учитываем в стоимости сбор семантического ядра перед этапом проектирования. - Какие критерии важны при выборе исполнителя — стоимость, сроки, опыт и т.д. Это необходимо нам для адекватности нашей картины мира, а еще работает как тест на совместимость :)
-
Выясняем, есть ли уже какой-то сайт проекта клиента или наработки (техническое задание, маркетинговые исследования, готовый дизайн и т.д.).
Тоже влияет на стоимость и сроки и очень помогает аккаунту составить подробную смету на реализацию проекта. -
Спрашиваем, есть ли ограничения по срокам и/или бюджету.
Если понимаем, что полноценный проект с выделенными ресурсами не сделаем — можем предложить MVP за стоимость и сроки около 50% от полного функционала.
Бриф по времени занимает около 20-30 минут.
Мы не откладываем этот разговор, долго переписываясь с клиентом и выясняя аспекты — ценим его и свое время.
Как стоит подготовиться клиенту
К нам чаще всего приходят клиенты, которые точно знают, что хотят получить — и краткое техническое задание есть,
и маркетинговые исследования показывают, и стратегия продвижения и роста в наличии, и список конкурентов назвать могут.
Конечно, аккаунт-менеджеру намного проще вникнуть в суть и сказать о возможности сотрудничества.
Если проект у клиента пока только в виде идеи, то стоит найти конкурентов и внимательно их изучить — какие возможности сайта нужны будут в новом проекте.
Если аналогов нет, то лучше просто расписать свою идею в документе, ведь в ходе звонка может что-то забыться, и мы назовем неправильную оценку.
Клиенту стоит подумать о том, как проект будет продвигаться и масштабироваться, чтобы мы понимали, что необходимо включать в смету.
На что обращаем внимание мы
Разработка большого проекта на 800+ часов работы — это не формат работы «заказали — получили сайт через 4 месяца». Это работа в команде нас и заказчика, и очень важно, чтобы ценности, ожидания, приоритеты совпадали у обеих сторон, так как им предстоит много-много времени проводить, общаясь друг с другом.
Мы смотрим на целостность видения проекта клиента, на серьезность намерений и культурное общение. Как и клиент :)
Мало запустить сайт — нужно его еще как-то продвигать (если это не какой-то внутренний портал или сервис),
необходимы большие бюджеты, порой больше, чем техническая реализация сайта.
У нас нет интереса запустить проект, который не будет нужен его целевой аудитории или проект,
идея которого практически полностью скопирована, и такому клиенту мы откажем.
Что происходит после
После брифа клиент и студия уже понимают, готовы ли продолжать диалог, и если да — аккаунт ориентирует, когда будет подготовлена смета, график проекта, берет контакт для оперативной связи на случай вопросов в ходе составления сметы.
Аккаунт-менеджер отправляет отчет с итогами разговора, где зафиксированы все основные договоренности.
После составления сметы аккаунт-менеджер и клиент созваниваются и обсуждают смету — корректируют при необходимости, обсуждают этапность проекта, если необходим запуск быстрее.