Встречают по одежке и по лицу не только человека, но и компании. Потому в продукте должно быть прекрасно все — и UX/UI, и логотип, иначе это не продукт, а поделка. В статье расскажем, чем устаревший логотип вреден бизнесу, почему руководители боятся изменений и как донести до ЛПР, что лого нужно освежить.
Всем привет. Меня зовут Илья, я дизайнер в Пиробайте. Разрабатываю концепции и дизайн сайтов и приложений для наших клиентов, потому радею за каждую деталь визуала бренда. Привык, что в продукте должно быть на должном уровне все, особенно логотип — «лицо» компании.
Иногда он просто кричит «обнови меня!». Но клиенты сопротивляются изменениям, боясь рисков и затрат. Расскажу, почему бояться не стоит.
Часто компании не продумывают детали на старте. И можно понять, почему — важнее запустить работу, выстроить систему и начать получать прибыль, а не уделять внимание мелочам.
Причина 1.
Когда создавали логотип, не продумали его использование в веб-среде и приложениях. Он плохо смотрится в маленьком размере, на разных цветовых подложках.
В предыдущем лого РЖД было много мелких деталей и линий, которые делали его непросматриваемым при сжатии. Новый стал проще, акцентнее и лаконичнее.
Причина 2.
Логотип похож на лого конкурентов. Особенно, если их бренд сильнее бренда заказчика. В таком случае, логотип точно стоит улучшить для повышения узнаваемости.
Sony Ericsson утверждает, что логотип Clearwire может привести клиентов в замешательство.
Причина 3.
Логотип не отражает текущие цели и ценности компании. Если бизнес клиента сменил направление, расширился, вышел на международный рынок, без свежего лого точно не обойтись.
Недавно Илон Маск анонсировал смену лого на X. Он отмечал, что новый логотип обозначает несовершенства людей, которые делают их уникальными.
Причина 4.
Логотип создан по устаревшим трендам. Мир дизайна динамичен, тенденции постоянно меняются. В этом случае обновление поможет бренду оставаться визуально актуальным, следовательно, привлекательным для новых клиентов.
Новый бренд Nokia будет сосредоточен на сетях и промышленной цифровизации, что и отражает новый логотип.
Причина 5.
Лого слишком пестрый, с обилием мелких нечитаемых деталей. Не первый год в дизайне держится тренд на упрощение. С появлением все большего количества различных по размерам устройств, важно, чтобы вся информация отображалась корректно и красиво.
Стремление к упрощению и минимализму помогает и показать цели компании, и подчеркнуть привлекательность и аккуратность стиля бренда.
Что следует из двух пунктов выше: логотипы в трендах времени помогают привлекать новую аудиторию.
«Ощущаем, что бренд несколько устарел, хотим, чтобы он считывался как дружелюбный и современный» — сказала Татьяна Бакальчук.
Причина 6.
Обновлением можно заинтересовать и «пробудить» существующих клиентов. В перспективе все это позволит увеличить рост продаж и масштабировать бизнес.
Ребрендинг должен помочь Лавке выделиться среди конкурентов и привлечь внимание пользователей к расширению ассортимента — компания планирует на 20% увеличить список уникальных товаров.
Казалось бы, причины объективные: нет препятствий, есть только цель. Но не все клиенты их принимают. По моему опыту, самые распространенные причины консервативности в следующем:
Кроме того, если некорректно затронуть вопрос, клиент может принять аргументы за критику и встать в позу.
Допустим, дизайнер создал логотип для компании Виктора. Но исполнитель и заказчик логотипа не предусмотрели в договоре момент передачи прав на логотип.
Дизайнер решает уволиться. Или происходит серьезный конфликт с привлечением юристов. Или выясняется, что он не проверил данные, и придуманный логотип уже зарегистрирован. Или оказалось, что логотип нарушает законодательство и нормы поведения региона, в котором зарегистрирована и работает компания. В таких ситуациях без вариантов — нужно менять.
Мы предлагаем такую услугу на пресейле, чтобы помочь заказчику принять решение сразу провести ребрендинг. Это сэкономит ему и время, и бюджет: не придется делать дважды практически одну и ту же работу, а весь визуальный код будет гармоничным и стильным.
Идеальный сферический логотип в вакууме — это, конечно, хорошо. Но клиенту, как мы уже поняли, важны конкретные данные о затратах и процессе.
Что важно прояснить заказчику, если предлагаете ему обновить логотип:
Но встречаются и подводные камни.
Мы предложили изменить логотип сервиса управления заказами, для которого сейчас разрабатываем приложение. Акцентный элемент в нем смотрелся как устаревшая графика из 2000-х годов. При уменьшении он превращался в несчитываемое пятно. И, самое главное — логотип не отражал саму суть сервиса.
Показали заказчику несколько вариантов концепций, сделали анимации логотипа для приложения. Но он отказался наотрез и попросил вернуть старый лого. Выяснилось, что с ним были сделаны наклейки, которые были у клиентов компании. Заказчик побоялся, то с новым логотипом его компанию не узнают.
Пример поучительный для нас: заказчик логотипа не понял ценности редизайна, а мы не смогли сразу ее объяснить. Когда мы поняли ошибку, подготовили подробную презентацию с аргументами и разными вариантами решения проблемы. Например, не использовать логотип в приложении, заменить его сервисной графикой и усилить текстовым позиционированием.
Первый такой пример — редизайн логотипа для «Сервико-Авто».
Компания оказывает услуги по междугородним и международным автомобильным грузоперевозкам. Мы разработали для нее удобное приложение для дальнобойщиков и логистов.
С таким «лицом» пришла к нам компания.
Логотип «Сервико-Авто» не вписывался в концепт современного интерфейса приложения. На свой страх и риск, мы решили попробовать отрисовать альтернативу до согласования с клиентом.
Новый логотип собрали оперативно — примерно за полчаса. Представили его на демонстрации дизайн-концепции. Заказчику понравился наш вариант: отметил, что «вот это прям свежо смотрится!». Было видно, что клиент смелый и не боится кардинальных изменений.
Новый логотип стал минималистичнее и отлично вписался в интерфейс приложения.
При этом на автомобилях компании остался старый логотип. Но это не помешало внедрить обновленный вариант в продукты.
Другой наш клиент, компания Crabbit, занимается подборкой и продажей серверного оборудования. Их маскот — красный крабик. Он же используется и в символьной части логотипа. Но форма, линии и их толщина едва ли хорошо впишутся в новый дизайн, особенно когда потребуется адекватное отображение при масштабировании, например, в мобильной версии. Шрифтовая часть тоже требовала доработки.
Сначала клиент не хотел менять старый логотип: с ним уже было много печатных материалов и мерча. Тогда мы предложили осовременить его для сайта, сделать альтернативную версию. Клиент может использовать прежний вариант, он даже местами останется на новом сайте, но в шапке будет махать клешнями пиксельный брат.
Наш креативный директор Антон перевел краба в 8-битную реальность. Этим решением он усилил ассоциацию серверов и hardware с цифровой тематикой. Да и само слово CRABBIT можно прочитать как CRAB8BIT. А это заветные символы для многих сисадминов :)
8-битная тема также отсылает к ретрогеймингу. У этой темы большой простор и потенциал для адаптации на страницах сайта.
Мы подготовили небольшую презентацию с аргументацией, чтобы менеджеру на той стороне было легче передать мысль директорам.
У логотипа есть и цель, и путь. Таков путь лого Crabbit.
Прежний крабик, по просьбе клиента, поселился в подвале нового сайта.
Иногда мы предлагаем клиентам сделать вариант «быстролого» в рамках концепции. И это совсем не значит, что результат будет плохим или дешево выглядеть.
Как создаем быстролого:
Такое симпатичное быстролого мы сделали для «Мурман Экспорт».
Позже заказчик может решить проработать детальнее или создать новый логотип. Но это будет уже другая история.
Замена ради замены — это не хорошо.
Если клиент наотрез отказывается от обновления, скорее всего, он не видит в этом смысла или считает, что издержки будут больше, чем результат. Тогда важно аргументировать важность перемен, подробно их объяснить и предложить свой продуманный вариант. Иногда — даже рискнуть, как это пару раз сделали мы :)