Когда работа над коммерцией борется с личными идеями и желанием творчества, дизайнеры «заводят» ИХ — pet-проекты. Они становятся не только отдушиной в работе, но и — неожиданно — помогают подняться в рейтингах и получить кучу наград. Делимся своим опытом и ошибками в работе над проектами и показываем получившееся красивое.
Привет, я Антон — креативный директор Pyrobyte. Сегодня расскажу о том, как:
Зажечь огонь в глазах дизайнеров;
Научить их правильно распоряжаться своим временем;
Сплотить команду, работая над некоммерческим проектом.
Антон слева. А справа — Илья, про проект которого, в том числе, пойдет речь
Когда-то мы были молодой студией и мало чем могли похвастаться в портфолио. Хотелось наград, клиентов, признания. У дизайнеров на тот момент были свободные ресурсы, а у меня — огромное желание заявить о Пиробайте.
Но желание славы не было самоцелью. На тот момент в дизайн-отделе студии было 3 джуна. Ребятам критически не хватало организационных навыков. Они мало общались друг с другом, не обменивались идеями и опытом, не всегда могли правильно оценить время на задачу.
Тогда я решил вовлечь ребят в pet-проекты. Так называются личные работы специалистов, которые нужны для развития новых или прокачки уже имеющихся навыков. Их выполняют в свободное от коммерческих задач время.
С английского pet —«домашний питомец»=^"^=
Что дают pet-проекты сотрудникам:
Новый красивый кейс в портфолио;
Реализацию творческих хотелок;
Подтверждение экспертизы в своем направлении;
Эндорфины и серотонины, ведь дизайнер делает то, что он хочет, и от чего получает удовольствие :)
Перспективу: pet-проект со временем может развиться в стартап;
Потенциальных клиентов, захотевших перевести проект в реальный продукт.
А еще у дизайнеров появляется практически полная свобода от правок и действий менеджера и клиента. Ну кто от такого откажется? :)
Подход к pet-проектам был не менее серьезным, чем к коммерческим. Дизайнерам предстояло выполнить весь объем работ, чтобы получился по-настоящему интересный и качественный сайт:
Выбрать тему для сайта или приложения;
Провести конкурентный анализ;
Сделать прототип;
Отрисовать концепцию;
Оформить проект в кейс и собрать его презентацию.
Главных условия было только 2: делать то, что интересно, и соблюдать сроки.
Такой подход должен был подтолкнуть ребят к командной работе, развить в них ответственность и самостоятельность. Им не запрещалось советоваться друг с другом и обращаться за помощью к коллегам по студии: аналитикам, тестировщикам, менеджерам, разработчикам и копирайтерам.
Идею анонсировал ребятам в феврале
Илье была интересна жизнь Николы Тесла, его биография и научные работы.
Быстро придумать концепт оказалось сложно. Он перепробовал несколько черновиков в разной стилистике: от насыщенного деталями до минимализма и модерна.
Часть истории сопровождают нарисованные от руки рисунки, стилизованные под детские. Их Илья создавал сам.
Темные тона и объемные блоки стали соседями тонким шрифтам и воздушным иллюстрациям.
Выбранный стиль эффектно выглядит и в мобильной адаптации биографии
В итоге, с 4 раза, получилось подобрать подходящее оформление — эксцентричное, наполненное неожиданными решениями и анимированными объектам. Получился информативный и красивый сайт-рассказ.
Дима остановился на идее путеводителя по Барнаулу с дополненной реальностью.
В его концепте можно увидеть достопримечательности в разные эпохи и виртуально восстановить уже разрушенные культурные объекты
«Пользу от консультации с разработчиками сложно переоценить. Я хотел, чтобы при наведении камеры смартфона на объект отображалась 3D-модель. Но мне задали резонный вопрос: „Кто будет добавлять модели на другие здания при масштабировании приложения?“. Это действительно непросто. И я вносил соответствующие корректировки в структуру приложения»
Дмитрий
Дизайнер
Остановились на фотографиях и геотегах. При наведении камеры на здание, появляются точки, по которым мы можем увидеть исторические фотографии и интересные факты о сооружении
Для каждого города будут предзагружены уникальные туры. Добавлять контент в приложение может как любитель, так и профессионал. Делается это на сайте в 3 шага.
Пользователю нужно добавить всю необходимую информацию о маршруте, затем ее протестировать и опубликовать.
По задумке, пользователи могут копить баллы. Их можно потратить на походы в учреждения культуры города.
Артем пришел к идеи мобильного приложения, которое позволяет родителям найти няню, а няне — найти работу. На этом и остановился — задумка была отличная.
Главным персонажем, поселившимся в нашем приложении, стала милая и дружелюбная кенгуру с маленьким кенгуренком. Какое животное настолько хорошо ассоциируется у многих с заботой о детях, теплой и уютом, которые дарят как родители, так и няни, осознанно выбравшие эту профессию?
Отталкиваясь от изображения главного персонажа, дизайн приложения выполнили в ярких и сочных цветах. И добавили эмоций кенгуру в разных пользовательских ситуациях: например, персонаж грустил, когда возникала ошибка.
С помощью приложения родители смогут подробно прописать задачи, нюансы воспитания детей и выбрать няню, которая подходит им лучше всего.
Няням будет удобно откликаться на заказы и отслеживать их, фиксировать выполненное, легко обновлять личные данные, оставлять отзывы и получать рекомендации.
«Я хотел прокачать навыки в UX-дизайне, а потому решился на разработку сложного проекта. Выбор пал на сферу нянь, потому что процесс их поиска проблематичен, а популярные сервисы не предоставляют той информации, которая бы вселила в родителя уверенность в специалисте»
Артем
Дизайнер
Когда я анонсировал идею в чатике, ребята загорелись. Но запал у них быстро угас.
Приходилось подпинывать — где-то кнутом, где-то пряником.
Уже в процессе мы поняли, почему так получилось. Во-первых, я дал слишком большой временной ресурс, и ребята с удовольствием его растягивали. Полгода на реализацию, как тут не растянуть!
Вывод: время на пет-проекты нужно фиксировать конкретнее и не давать такой большой срок. Иначе все, что можно сдать в последний момент, будет сдано именно в последний момент :)
Во-вторых, дизайнеры не понимали, зачем это нужно. Понятно было, что за свои проекты можно получить какой-то бонус. Это не коммерческая работа, которая не всегда подходит для подачи на конкурс. А вот pet — другое дело. Но в чем ценность конкурсов, тоже было понятно не сразу. К этому вернемся чуть позже.
В третьих, на проекты выделялось не много рабочего времени — 100-150 часов на полгода, это 15 свободных дней. Кажется, что 4-8 часов в неделю достаточно, но кому-то не хватило и их. Только погрузился в идею, а уже пришло время пилить коммерческий проект.
«Концепт приходилось придумывать, например, по пути домой. Дома тоже не всегда получалось работать. Из-за этого и срывались дедлайны»
Дмитрий
Дизайнер
В итоге в срок, отведенный на pet-проекты, мы не уложились. Кто-то забил, кто-то не успел, кто-то ушел в отпуск. Но в итоге все-таки добили то, что начали.
Как не пройти по нашим стопам и обойтись без срывов сроков?
1. Сразу четко определиться со временем. Проект есть проект, у него должны быть конкретные понятные сроки.
2. Не стоит заниматься pet-проектами, если в это время аврал с коммерческими задачами. Если он не очень сложный, но требует сосредоточенности, лучше не разрывать процесс и найти для него цельное время.
3. Если не получается развести подготовку проекта с рабочими задачами — зафиксируйте идею, декомпозируйте процесс ее воплощения и установите сроки уже к каждому из этапов. Так можно будет вдумчиво работать на pet-проектом, при этом не вырываясь из работы и не переживать, что у вас что-то горит.
4. Риск, что идея не выстрелит, есть всегда. Чтобы развеять сомнения, уделите особое внимание аналитике: изучите рынок, проверьте гипотезы и предположения на коллегах. Можно собрать небольшую фокус-группу или пообщаться с экспертами сферы, для которой вы хотите подготовить проект.
5. Если пет-проект имеет потенциал стартапа — назначайте менеджера и сразу выстраивайте процесс работы по коммерческому типу. Так будет проще сразу проработать детали и сделать проект максимально качественно, чтобы далее представлять его на хакатонах или заказчикам как пример реализованной идеи.
Когда доработали все моменты и работы были готовы, из презентации pet-проектов устроили в компании настоящий конкурс и корпоративную тусовку.
Илья, Дима и Артем представили работы нашим коллегам на большом экране. А жюри-коллеги выбрали лучший проект — путеводитель по Барнаулу с дополненной реальностью, который сделал Дима.
При этом ни один из дизайнеров не остался без награды: ребята забрали заслуженные Xbox Series S, наушники и колонку.
А вся команда — поддержала дизайнеров и отлично провела вечер вместе
С форматом хакатона — творческой мастерской для разработчиков — знакомы многие. Проходит он, в том числе, и в нашем городе.
На хакатонах можно:
Реализовать клевую идею, на которую не было то сил, то времени;
Познакомиться с самыми яркими представителями ИТ-сообщества (в частности барнаульского);
Найти потенциальных партнеров по работе;
Получить море фана и просто отдохнуть.
Когда мы увидели анонс Hackathon Barnaul на 100 участников и 10 номинаций решили поучаствовать, потому что на заре своего пути вписывались в любой движ. Собрали все, что у нас было по «НяняГуру» — проекту Артема — отобрали 9 самых активных ребят и помчали в парк-отель «Чайка».
Почти не спали, но было круто! Мы работали командой, поддерживали друг друга и под конец были выжаты как лимоны.
Hackathon Barnaul Squad
А это уже Pyrobyte Hackathon Barnaul Team :)
За 48 часов непрерывной работы разработали MVP «НяниГуру» — минимально жизнеспособный продукт. Но ничего не заняли ¯\_( ° ʖ °)_/¯
О том, что целью организаторов было поддержать студентов-новичков, мы догадались только потом. Но взяли для себя огромный плюс от участия.
Проект Артема получил хороший толчок — у «НяниГуру» появился кликабельный прототип, видеопрезентация и лендинг.
Мы не только прокачали команду, но и получили практически готовый продукт, который уже можно протестировать.
Мы с ребятами решили и дальше продвигать их проекты: подались на диджитал-конкурсы.
Так как мы делали это первый раз, времени на оформление pet-проектов потратили прилично — около 2-х недель. Нужно было подготовить подробный фото- и видео контент, сделать анимации, подготовить тексты. Здесь уже в срок уложились и ждали результаты :)
В начале мая пришло письмо с намеком, что неплохо бы нам лично поприсутствовать на церемонии. Мы воодушевились, купили билеты, нашли отели. Да, именно отели, потому что планировали посетить 2 мероприятия в разных частях Москвы.
Ставка зашла на WDA
Торжественная церемония вручения наград у Workspace Digital Awards проходила 24 мая. Максимально душевное и камерное мероприятие в красивом месте. Там мы урвали целых 2 награды за свои pet-проекты и еще несколько за коммерческие.
Новостями сразу же делились с коллегами в чатике в Skype.
Понадобилось несколько брендированных шопперов, чтобы унести все это добро. Одна из наград — цельнофрезерованный алюминиевый слиток, весил он, мягко говоря, прилично.
4-х килограммовый кусок добра!
«Золотой сайт»: знаменитости и обмен опытом
Будни выдались насыщенными. Следующим утром мы уже получали награды в пансионате «Лесные дали».
Забрали 2 золота в номинациях «Лучший персональный сайт» и «Лучший одностраничный сайт/лэндинг».
Без красивых пиджаков, но красавцы
Кстати, о знаменитостях в пиджаках — познакомились с Евгением Кузьминым из Uprock. Привет, Женя!
Потом мы послушали несколько полезных лекций, а в одном мероприятии даже спонтанно поучаствовали. Это был разбор работ Dprofile, где Илья презентовал свой кейс о Николе Тесле.
«Участники записывались на мероприятие заранее. Я же, узнав, что через час начнется показ работ, решил ворваться и в последний момент рассказать про Теслу. Необычный и крутой опыт, когда нужно быстро подготовить речь, план выступления и сделать все без волнения»
Илья
Дизайнер
Сказать, что мы выросли за это время — не сказать ничего. Ребят воодушевили свои же победы, и теперь они делают проекты со пониманием того, что могут претендовать на награды. Из джунов дизайнеры плавно переросли в мидлов :)
Пет-проекты — отличная зона роста. Неважно, начинающий вы или практикующий дизайнер, молодая вы студия или известная, начинайте их делать прямо сейчас. Потом скажете себе спасибо :)
«За время работы над проектом я прокачал компетенции в UX. Понял, насколько важно изучать конкурентов, стал глубже погружаться в анализ»
Артем
Дизайнер
«Я сопровождал свое детище от начала до конца — был и аналитиком, и разработчиком. Исследовал область, изучал конкурентов, сам составлял структуру. Пробовал разные программы для создания AR, собирал APK, чтобы понять логику и посмотреть, как оно работает вживую. На дизайне тоже открыл для себя кучу нового — попробовал себя и в брендинге, и в анимации»
Дмитрий
Дизайнер
«Сильно прокачал hard и soft skills, плюс получил за него награды (и плюсик к морали). И в целом вся эта история помогла сплотить отдел дизайна. Мы отсматривали проекты друг друга, давали комментарии и не стеснялись высказывать замечания»
Илья
Дизайнер
Отдельный уголок под награды за pet-проекты в нашем офисе.
«Pet-проекты делаются не только тогда, когда свободны ресурсы. Чаще всего —когда надо освоить новую технологию и набить первые шишки. Так мы вкатились на рынок с очень актуальным на период пандемии мобильным приложением Let’s Chill, с него мы и начали отсчет пет-проектов. Сейчас распространяем этот опыт. Так наши заказчики получают матерых продуктовых волков :)»
Александр
CEO Pyrobyte
Главное — идея. Чем сильней вы ей горите, тем интереснее, ярче и полезнее получится продукт. Нет смысла тратить время на то, что вы не очень хотели бы воплощать (для этого иногда есть коммерческие задачи :)
Перед началом работы протестируйте гипотезы и проведите мини-исследование рынка. Здесь все средства будут хороши — от самостоятельного изучения до помощи коллег, как, например, помогали нам разработчики.
Так вы не только сами полностью изучите вопрос, но и чуть лучше поймете работу товарищей. А это — важно для качественной и структурной командной работы.
Сроки, сроки, сроки. Решите, как будет удобнее работать: в четко определенное время/ период, или не торопиться и выделять разное время на разные этапы.
Да, pet-проекты не так завязаны на сроках, как коммерческие. Но дисциплина и системность, даже в творчестве — всегда залог успеха.
Если вам показалось, что идея не выстрелила — несите готовую работу к экспертам, на хакатоны и т.д. Знатоки объективно оценят плюсы и минусы, подскажут перспективы, по которым далее можно улучшить работу.
Сначала мы даже не думали, что за пeт-проекты можно собрать награды. Воспринимали их больше как внутренний челлендж. Но позже ворвались в конкурсы и не пожалели об этом.
Оформляйте красивые кейсы, делитесь опытом и презентуйте проекты на профильных площадках. Как показал наш опыт, так можно собрать несколько наград, пообщаться с коллегами вне своих студий и в принципе заявить о себе :)
Кроме того, ваш проект может приглянуться потенциальному заказчику. Человек увидит, что вы работаете в подобной сфере и экспертны в конкретном формате, и уверенно сможет к вам обратиться.