Грань между субъективностью и объективностью в дизайне: где она проходит и как снизить количество правок на проекте

Дизайн
31 мая 2023

Часто бывает, что при разработке макета дизайнеры опираются исключительно на личные предпочтения. Это уместно, но не везде и не всегда. Дизайнер веб-студии Пиробайт Дмитрий Соболь расскажет о том, в каких случаях лучше придерживаться объективных правил, а когда — полагаться на свой вкус.

Понимание того, где заканчивается субъективный взгляд на работу и начинается объективный поможет понять, какие из правок являются оправданными, а какие — «вкусовщиной».

Критерии объективности

Для начала определимся: дизайн — вещь объективная или субъективная? Больше объективная. Помимо личного вкуса, эмоций, интуиции и исходных данных от заказчика, специалист, работая над проектом, должен учитывать следующие критерии:

1. Функциональность и пользовательский опыт — это значит, что дизайн должен соответствовать заявленным функциям и быть удобным в использовании.

2. Эстетитка — дизайн должен быть привлекательным и эстетически приятным.

3. Брендирование — дизайн должен соответствовать бренду и передавать его ценности и идентичность.

4. Инновационность — дизайн должен быть новаторским и уникальным.

Это база.

Чтобы этого достичь, дизайнер использует определенные принципы:

Композицию. Благодаря использованию этого принципа можно акцентировать внимание пользователя в нужном месте. Это поможет передать суть проекта и сделать его привлекательным.

Контраст. Используется для привлечения внимания к определенным элементам, создания интересных композиций, выделения важной информации на странице и улучшения визуальной иерархии. Например, яркий цвет на темном фоне будет иметь бóльший контраст, чем тот же цвет на светлом.

Но этот пункт нужно использовать осторожно — сильно высокий контраст может раздражать глаз, а слишком низкий — быть незаметен. Поэтому при применении этого инструмента нужно учитывать особенности целевой аудитории, а не полагаться только на свои предпочтения.

Ритм. Создает визуальную гармонию и упорядоченность в дизайне, управляет вниманием зрителя и подчеркивает важные элементы. Достигается за счет повторения цвета, формы, текстуры, линии и других элементов.

Единство или связь между всеми элементами проекта. Используется для создания цельности и гармонии. Для достижения единства опять же нужен согласованный стиль, цветовая гамма и типографика.

Шрифт и цвет. Оба этих инструмента влияют на эмоциональную реакцию своей целевой аудитории. Поэтому при выборе шрифта и цвета для проекта дизайнер должен учитывать психологию их влияния.

Критерии субъективности

Насмотренность. Это визуальный опыт дизайнера, который помогает понимать, что хорошо, а что плохо.

Вкус. То есть способность адекватно осознавать и оценивать качество той или иной вещи.

Опыт, знания и навыки владения определенными инструментами. Тут без комментариев.

Субъективный взгляд на дизайн может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны, свое видение цвета или типографики может помочь дизайнеру создать уникальное решение, которое будет отличаться от других проектов.

Светлые насыщенные цвета, шрифт и типографика сочетаются с общим стилем, фотографии передают нужные эмоции и настроение.

С другой — субъективность в чистом виде может привести к созданию проекта, который не будет соответствовать целям и требованиям заказчика. Если дизайнер будет опираться исключительно на свой вкус, проект окажется непривлекательным для целевой аудитории, и тогда правок не избежать.

Сайт французской компании, которая занимается производством обуви, одежды и аксессуаров. Выглядит стильно, но с точки зрения функциональности не всем такое решение может понравиться. Велик шанс того, что пользователь уйдет, не успев в нем разобраться.

В каких случаях дизайнер может опираться на свой вкус?

Когда стоит задача разработать уникальную и интересную концепцию, выгодно отличающуюся от конкурентов. Тогда для придания проекту индивидуальности дизайнер может выбрать шрифт или цвет на свой вкус. Это также уместно там, где есть задача показать свой уровень и навыки: портфолио, кейсы, творческие проекты, конкурсные работы. Оговорка — у дизайнера должен быть высокий уровень насмотренности и хорошо сформированный вкус.

Что делать, чтобы повысить насмотренность и сформировать хороший вкус?

  • Смотреть много и каждый день. Это заложит фундамент из 1000 решений, на базе которого мозг будет генерировать новые идеи. Отсматривать работы можно на сайте Awwwards, Behance, Dprofile, CSSline, Lapa Ninja, The FWA, One Page Love, Httpster, Dribbble;
  • Разбирать работы других дизайнеров, чтобы в дальнейшем использовать хорошие решения в своих проектах. Оценивать пропорции, композицию, детали и сочетания цветов. Анализировать, чтó нравится и почему;
  • Читать книги, статьи на VC и других площадках. Они помогут избежать ошибок в проектировании сложных интерфейсов. Из книг горячо рекомендую Илью Бирмана «Пользовательский интерфейс. Электронный учебник», в ней раскрываются ключевые принципы хорошего интерфейса;
  • Исследовать и вдохновляться. Изучать разные области, работы известных дизайнеров, тренды и инновации.

Как должно быть в идеале?

В идеале же дизайнер должен уметь совмещать и личные предпочтения, и объективные правила. Так, во-первых, не придется отчитываться за вкусовщину. Во-вторых, легче будет отстаивать свою позицию при защите макета, а в третьих, продукт получится успешным и понятным для своей аудитории.

Дизайнеры нашей студии работает исключительно по такому принципу. Если вам нужна разработка дизайна любой сложности, оставьте заявку на нашем сайте.