8 лучших сервисов для автоматизации транспортной логистики в 2024 году

Аналитика
08 апреля 2024

Привет, на связи Пиробайт. Мы разрабатываем веб-сервисы, мобильные приложения и системы автоматизации для бизнеса, в том числе и для логистики. Отобрали для вас 8 лучших систем для автоматизации грузоперевозок из тех, что представлены на рынке.

Предыстория такая. Зимой 2024-го мы разбирали ошибки, которые крадут прибыль у сервисов каршеринга — это было нашим внутренним исследованием, чтобы понять, чего не хватает таким сервисам и как их можно улучшить.

Дальше мы копнули в транспортную логистику. Но в этой нише дела не так уж плохи. И мы подумали — а почему бы не поделиться этим с вами? Сделать небольшой обзор и подсказать, какие есть альтернативы, если ничего не подходит.

Есть около 16 видов грузоперевозок: авиа, ЖД, морской фрахт и другие. Мы отобрали те сервисы, которыми может пользоваться любой бизнес — каждый может установить программу и заточить настройки под себя:

  • Яндекс Маршрутизация — используется только в автомобильных перевозках;
  • Maxoptra — тоже;
  • TMS LogistPRO — применим ко всем видам транспортной логистики;
  • ШЕДЕКС — к автомобильным перевозкам;
  • ATI.SU — автомобильным перевозкам;
  • 1С Умная Логистика — ко всем видам;
  • OMNICOMM ONLINE/ Омникомм Онлайн — ко всем;
  • Индивидуальная разработка на примере Сервико-Авто.

Расскажем о каждом сервисе отдельно, а конце будет наглядная сравнительная таблица.

Какие у нас были критерии

  • Чтобы сервис действительно автоматизировал рутину — можно было отслеживать транспорт по GPS, вести электронный документооборот, распределять заявки, видеть отклонения от графика и маршрута и так далее;
  • Простота регистрации;
  • Был удобный обмен и хранение документов — чтобы вы могли не просто создавать документы, но и загружать фото чеков и прочих документов;
  • Дизайн и простота интерфейса — говорить про интуитивно понятный интерфейс и сделать его реально таким — 2 разные вещи;
  • Приемлемая длительность тестового периода;
  • Приемлемая стоимость за 1 год или месяц использования;
  • Возможность обучения сотрудников;
  • Возможность доработки интерфейса под нужды компании.

Итак!

Яндекс Маршрутизация — это облачная платформа для автоматического построения маршрутов и мониторинга их выполнения.

Интерфейс Яндекс Маршрутизации

Алгоритм обрабатывает адреса, предлагая оптимальные варианты маршрутов, по времени это 5-15 минут. При построении платформа учитывает не только адреса доставки, но и загруженность дорог, тип транспорта, параметры груза, временные интервалы доставки, расписание работ складов и даже погоду!

Например, ливень или снегопад замедляют движение. Если стихия разбушевалась внезапно, время доставки пересчитывается и компания сможет предупредить клиентов, договориться о новых сроках доставки и так далее.
Сервис автоматически распределяет заказы по исполнителям. А сам водитель видит, в каком порядке нужно объезжать точки маршрута с учетом меняющихся пробок и изменений в заказах.

Диспетчер видит, какие заказы и когда они будут выполнены, где есть риск опозданий, план-факт анализ. А клиент видит, когда будет выполнен их заказ.
В Яндекс Маршрутизации в режиме реального времени можно увидеть, как доставляются заказы. У курьеров есть свое приложение, через которое они передают данные логисту.

У платформы есть свои Яндекс.Карты, которые обновляются несколько раз в неделю, то есть они точные. Из минусов — нет встроенной аналитики, но если она нужна, это можно реализовать через API.

Из плюсов:

Для публикации приложения важно быть в курсе основных правил публикации приложений. Эти правила находятся в открытом доступе, и прочесть их может каждый. По этой ссылке можно найти актуальные правила для Google (открывать строго с VPN), а здесь — для App Store.

  • Начать использовать систему можно сразу после регистрации и настройки;
  • Поддержка 24/7;
  • Можно заточить сервис под свои процессы;
  • Есть прогноз пробок.

Пользоваться программой могут производители, ритейлеры, интернет-магазины, логистические компании, медицинские лаборатории и службы скорой помощи.

Стоимость зависит от количества машин или курьеров — вам нужно выбрать подходящий интервал (до 5 машин, от 5 до 10, от 10 до 20, от 20 до 50). Чем больше машин, тем дешевле каждая.

Оплачивать можно каждый месяц, раз в 3 месяца, полгода или год. Если вы оплачиваете услуги раз в год и у вас до 100 курьеров, то сумма будет 3 170 160 ₽/год. (если приобретаете 2 пакета — и планирование, и мониторинг).

То же самое — сервис для эффективного планирования маршрутов, контроль транспорта и выездных сотрудников.

Интерфейс Maxoptra

Что в нем можно делать:

  • Планировать и корректировать маршруты — с учетом пробок, временных окон, характеристик груза, требований к перевозке, оснащенности транспорта, графика работы водителей/курьеров;
  • Распределять заказы между исполнителями;
  • Следить за доставкой в режиме онлайн, понимать, через сколько прибудет водитель;
  • Получать подробную аналитику — отклонения от графика, целевое использование транспорта, топлива, рабочего времени сотрудников;
  • Есть система оповещений с помощью SMS/email/Viber уведомлений — о передаче заказа в доставку, начале движения с предыдущего пункта, вручении/несостоявшейся доставке.

При планировании маршрутов можно разделять территории на зоны доставки, присваивая им нужный цвет и название. Так удобнее распределять заказы по исполнителям/машинам, учитывая зоны доставки.

Чем отличается Максоптра от Яндекс Маршрутизации:

  • Здесь есть детальная аналитика;
  • Есть виджет для обратной связи — клиент может оставить отзыв и получить фидбэк.

Программа подходит дистрибьюторским компаниям, курьерским службам, сервисам, работающим в доставке, ритейлерам, мебельными компаниям, транспортным компаниям и производителям алкоголя.

На старте предусмотрена помощь клиентам. Сотрудники Максоптры сами затачивают сервис под ваши задачи и обучают сотрудников, а в течение 3-х месяцев закрепляют за вами менеджера-помощника.

Стоимость тарифов — от 18 975 ₽/мес. до 24 725 ₽/мес. Ограничение — до 5 исполнителей. Каждый новый исполнитель будет стоить около 3-5 тысяч.

Еще одна система, автоматизирующая всю логистическую рутину.

Интерфейс TMS LogistPRO

Из крутых возможностей:

Для публикации приложения важно быть в курсе основных правил публикации приложений. Эти правила находятся в открытом доступе, и прочесть их может каждый. По этой ссылке можно найти актуальные правила для Google (открывать строго с VPN), а здесь — для App Store.

  • Можно отслеживать груз в пути — видеть отклонения от маршрута, получать уведомления о проблемах;
  • Распределять заявки автоматически, по заданным критериям, но можно и вручную;
  • Участвовать в торгах и аукционах;
  • Вести электронный документооборот;
  • Управлять двором склада — составлять и выводить расписание на онлайн-табло, самостоятельно резервировать время на погрузку или выгрузку;
  • Отсматривать аналитику и выгружать отчеты в Excel;
  • Искать перевозчиков — в базе их более 10 тысяч. Но при этом в разделе FAQ на вопрос: «Могу ли я предлагать заявку всем перевозчикам, а не только своим?» сказано, что вы работаете только со своими перевозчиками.

Из преимуществ — можно интегрировать сервис с ERP-системами, плюс разработчики могут доработать сервис под ваши нужды. При этом вы платите только за те функции, которые используете.

Тестовый период — 2 недели, бесплатное обучение — 1 час. Стоимость — от 10 000 ₽/мес, можно добавлять сколько угодно пользователей, это бесплатно. Поддержка отвечает с 9.00 до 19.00 по Мск.

ШЕДЕКС — это облачный сервис для оптимизации логистики. Как и в предыдущих 3-х вариантах, через него можно автоматически распределять заказы между курьерами, строить оптимальные маршруты, контролировать перевозки в онлайне и обновлять маршруты в течение дня с учетом меняющихся условий.

Интерфейс ШЕДЕКС

В состав входят мобильное приложение для водителя, веб-модули для диспетчеров и менеджеров колл-центра, модуль контроля доставки, система отчетности и аналитики.

Какие возможности есть:

  • Автоматическое распределение заказов;
  • Планирование маршрутов с учетом пробок и других ограничений — когда водитель еще не отправился выполнять рейс, система пересчитает маршрут с учетом новых заявок, ограничений, временных окон и других настроек. А если рейс уже начат, система дополнит планирование следующим рейсом;
  • Прогноз времени прибытия с учетом пробок;
  • Онлайн-мониторинг доставки в режиме «план-факт»;
  • Виджет для отслеживания доставки;
  • Автоматические SMS/Email оповещения клиентов о разных этапах доставки;
  • Фотофиксация этапов выполнения работ;
  • Сбор электронных подписей получателей заказов;
  • Виджет для сбора отзывов клиентов о доставке.

Электронный документооборот не ведется.

Из жирных плюсов — сервис можно интегрировать с 1С, Моим складом, Битриксом, АмоСРМ и iiko («Айко»). Сотрудники сами настраивают нужные интеграции после погружения в ваши процессы. Все аккаунты регистрируются за 1 день, менеджер бесплатно обучит ваших сотрудников пользоваться продуктом.

На сайте Шедекса написано, что поддержка работает 24/7, но когда мы задали вопрос по тарифам, бот ответил, что сотрудники отпишутся в течение рабочего дня. Стоимость тарифов — от 2500 ₽/мес. до 15000 ₽/мес.

Это биржа для быстрой автоматизации всего цикла грузоперевозки. Помогает обмениваться информацией между перевозчиками, экспедиторами и грузоотправителями.

Интерфейс ATI.SU

Что в нем есть:

Для публикации приложения важно быть в курсе основных правил публикации приложений. Эти правила находятся в открытом доступе, и прочесть их может каждый. По этой ссылке можно найти актуальные правила для Google (открывать строго с VPN), а здесь — для App Store.

  • Работа в закрытом контуре — владелец сам организует безопасную среду для работы: создает внутри биржи площадки, выбирает нужных участников;
  • Автоматическое распределение грузов, есть развитая система торгов, автозаполнение документов на заказ;
  • Онлайн-мониторинг;
  • Новости о ситуациях, связанных с транспортом и логистикой;
  • Поиск новых партнеров через площадку открытого типа;
  • Слежка за статусом выполнения задач;
  • Система оповещений;
  • ЭДО;
  • Форум, где участники делятся опытом и предупреждают коллег о недобросовестных партнерах;
  • Страхование;
  • Отчеты по сделкам, как развивается бизнес, отследить KPI сотрудников.

Есть группа внедрения и поддержка 24/7. Стоимость полного пакета — 13 900 ₽/ мес.

Еще одна экосистема для автоматизации грузоперевозок.

Интерфейс 1С Умная логистика

Что доступно:

  • Автоматическое создание заявок;
  • Управление взаиморасчетами с контрагентами;
  • Электронный обмен документами — все документы подписываются электронной цифровой подписью, что круто, потому что остальные сервисы об этом не упомянули;
  • Аналитические отчеты;
  • Онлайн-мониторинг местоположения груза;
  • Автоматические уведомления о прибытии/отправлении;
  • Участие в аукционах, безопасный поиск машин;
  • Можно настроить разные права доступа для каждого пользователя;
  • Доработать документы под себя.

Программа подходит для для транспортно-экспедиционных компаний и для перевозчиков с собственным автопарком.

Стоимость — от 11 990 ₽/мес до 32 990 ₽/мес. Чем выше сумма, тем больше функционала доступно. Входит бесплатное обучение сотрудников с последующей сертификацией и персональный менеджер. Техподдержка работает даже на выходных.

Омникомм Онлайн — это сервис мониторинга транспорта в режиме реального времени. Следит за работой водителей и автопарка, предупреждает о нецелевом использовании транспорта, контролирует расход топлива.

Интерфейс Омникомм Онлайн

Для публикации приложения важно быть в курсе основных правил публикации приложений. Эти правила находятся в открытом доступе, и прочесть их может каждый. По этой ссылке можно найти актуальные правила для Google (открывать строго с VPN), а здесь — для App Store.

  • Можно следить за работой автопарка и водителей — есть посменный отчет, включающий время движения авто и расход топлива;
  • Есть график скорости с превышениями порога;
  • Можно увидеть нецелевое использование транспорта, узнать о маршруте поездок вне маршрута;
  • Сравнивать фактические заправки с данными топливной карты — сервис интегрированных отчетов доступен с топливными картами ППР (система PetrolPlus);
  • Есть иерархия ролей — можно расшаривать права доступа для отдельных сотрудников.

Автоматические заявки не создает.

Omnicomm Online можно интегрировать с 1С и ERP-системами, адаптировать под свои бизнес-процессы. Заходить в него можно хоть с ноутбука, хоть со смартфона. Правда, представители вывели в преимущество то, что его не нужно устанавливать на ПК и обучать сотрудников. Для кого-то это плюс, а для кого-то — сомнительно.

Тарифы не прозрачны, стоимость рассчитывается персонально. Для этого нужно заполнить заявку или написать в WhatsApp, предварительно рассказав о своей компании.

Что не вошло в топ

Мы изучили еще 2 популярных сервиса, которые входят во многие топы — Атракс и Мовизор. Но опытные логисты подсказали, что им в подобных списках не место — в первом, по сравнению со всеми остальными, не самый приятный интерфейс и не все контрагенты имеют диспут (способ досрочного завершения заказа) к площадке (а его сложно получить).

Второй поддерживает подключение только самых крупных провайдеров сотовой связи, берется отдельная плата частого мониторинга ТС, нельзя мониторить транспорт в реальном времени.

Какие есть альтернативы?

Понятно, что все эти программы нацелены на широкую аудиторию. И хорошо, если в продукте можно настроить функционал под себя — убрать те функции, которым не будешь пользоваться, и, соответственно, не платить за это (привет TMS LogistPRO!)

А если нужно добавить что-то? Придется доплачивать за дополнительный функционал, ждать, пока его разработают и протестируют. Или поискать другие варианты. Не самое удобное решение.

Альтернатива — заказать разработку собственной системы автоматизации.

Индивидуальная разработка на примере Сервико-Авто

У нас так было с компанией Сервико-Авто — крупнейшей дистрибьюторской и логистической компании в восточно-сибирском регионе.

Мы разрабатывали для них свое корпоративное приложение, пользоваться которым будут только их водители и логисты.

Интерфейс Сервико-Авто

Какой функционал реализован для водителей:

  • Встроенный навигатор для крупнотоннажных авто;
  • Система «‎дорожные сети» — водитель видит заправки, парковки, шиномонтажки, автомойки и опасные участки;
  • Возможность скинуть документы через приложение. Для этого нужно воспользоваться камерой планшета — это автоматизирует документооборот, никаких бумажных чеков и скоросшивателей с файлами;
  • Уведомления. Водитель получает сообщения о ДТП, изменениях в работе и новых заявках от логистов;
  • Возможность узнать прямо в приложении актуальные новости с портала ati.su, которую мы реализовали с помощью парсинга новостей;
  • Возможность скачать шаблоны документов;
  • Посмотреть гайд по работе с приложением, который мы добавили.

Какой функционал реализован для логистов:

  • Уведомления. Каждые 8 часов им прилетают оповещения о том, опаздывает водитель или движется по плану. Так они могут скорректировать время следующей заявки;
  • Отправка сообщений как конкретному человеку, так и всем водителям сразу;
  • Удаленное отключение водителя от системы — на случай, если понадобилось запретить доступ к приложению.

До нас водители пользовались обычным навигатором — открыли и поехали, а на контрольных точках отписывались менеджеру, что они там-то там-то. Ни о какой оптимизации не было речи:

  • Водитель не успевал приехать к месту погрузки/разгрузки к назначенному времени;
  • В рейсах терялись важные документы;
  • Навигаторы не показывали маршруты и ограничения для грузового транспорта.

Наша разработка упростила коммуникацию между водителем и логистом, навела порядок в документообороте и сохранила ценное время. Сотрудники работают только в нашем приложении, для них оно стало основным инструментом в работе. А компания теперь видит, на что уходят ресурсы.

Все настройки навигатора мы заточили под грузовик, то есть все маршруты изначально строятся с учетом того, что едет фура. Если в точке разгрузки нет связи (как это бывает в глубинках), то водитель все равно сможет прикрепить документы и отметить, что перешел с этапа на этап. Как только интернет появится — информация улетит логисту.

Итог — чеки и документы больше не теряются, навигатор не барахлит, а водитель приезжает к месту погрузки вовремя.

При разработке мы проанализировали бизнес-процессы клиента, опросили всех участников, собрали в кучу их требования и пожелания. В итоге воплотили в приложение то, что действительно облегчает и систематизирует процессы:

  • Заявка согласуется на 35% быстрее;
  • Водитель заканчивает рейс на 23% быстрее;
  • На 78% уменьшились затраты на покупку бумаги.

Клиент не переплатил ни за одну лишнюю функцию. Разработка стоила около 2,7 млн рублей, окупилась она всего лишь за 2 года использования.

Сравнительная таблица