Хорошая идея — еще не успех. Discovery-фаза покажет, стоит ли запускать продукт

29 июля 2025

Реитинг

0

Время просмотра

9 минут

Количество просмотров

0

Даже перспективный замысел веб- или мобильного приложения — это всегда риск: сегодня люди быстро уходят к тем, кто предлагает проще, быстрее и удобнее. Что уж говорить об идее, которую еще не проверили? Чтобы узнать, захочет ли мир покупать то, что вы собираетесь продавать, советуем пройти через дискавери-фазу.

В статье разберемся, что такое discovery-фаза, как она проходит, сколько стоит и за счет чего помогает проверить гипотезу перед стартом.

Что такое дискавери-фаза проекта и зачем она нужна

Дискавери-фаза (Discovery Phase) — это этап предпроектного анализа, на котором мы проверяем идею, чтобы понять, стоит ли вообще идти в разработку, и если да — то в каком виде.

Представьте — вы хотите сделать сервис знакомств на основе астрологии. На первый взгляд, все логично: люди знакомятся, многие верят в гороскопы, адептов астрологии тоже немало.

Дальше есть два варианта:

  • Рискнуть и вложить около 7 млн ₽ в продукт, который может не найти отклика у пользователей (такие риски есть всегда)
  • Провести дискавери-фазу за 120 тыс – 1 млн ₽, чтобы заранее проверить идею и убедиться, что спрос на будущее приложение действительно есть

Проверка гипотезы

Иногда кажется, что идея отличная, команда найдена, и хочется как можно скорее начать разработку. Но сегодня выигрывает не тот, кто стартовал первым, а тот, кто сделал это осмысленно.

Если что, не обязательно полностью отказываться от идеи. Дискавери-фаза — это не про «нет спроса», а про «работаем иначе». Это глубокий анализ: для кого именно этот сервис, какова его юнит-экономика, сколько пользователей может привлечь продукт, какой доход можно получить и через какой срок, какой функционал действительно необходим, а от чего можно отказаться.

Когда нужна фаза discovery

Исследование важно в проектах, где с самого начала приходится действовать в условиях неопределенности:

  • Нечеткие цели. На старте проекта сложно понять, каким должен быть конечный продукт. Даже внутри одной компании разные стейкхолдеры (заинтересованные стороны) могут иметь разные представления о том, что именно должно получиться на выходе.
  • Много заинтересованных сторон. Если в проекте участвуют люди с разными ролями, дискавери-фаза поможет им договориться: кто чего хочет, кто за что отвечает и куда вообще двигаться. Без этого легко скатиться в споры и недопонимания.

Когда нужна фаза Discovery

  • Слабое представление о целевой аудитории. Если плохо знать аудиторию, есть риск сделать продукт для себя, а не для реальных пользователей. Дискавери-фаза поможет понять, что им важно и как продукт поможет решить их задачи.
  • Технический вопрос. Дискавери-фаза поможет прояснить техническую сторону: понять, какие технологии действительно подходят для задачи, а какие только усложнят проект и увеличат расходы на поддержку.
  • Непредвиденные риски. Discovery этап не даст попасть в ловушку сюрпризов, выявив угрозы заранее. Речь, например, про технические ограничения, проблемы с интеграцией сторонних сервисов, обнаружение уязвимостей, которые требуют переработки архитектуры и т.д.

Основные артефакты дискавери-фазы

На этапе discovery основное внимание уделяется обзору рынка, на который вы планируете выходить, поэтому пул работ может меняться в зависимости от идеи и уровня ее неопределенности.

Примерный список работ

Примерный список работ, который может появиться в результате:

Предпроектная аналитика

  • Видение проекта — четкий ответ на вопросы: для кого и зачем мы делаем продукт
  • Конкурентный анализ — смотрим, что делают другие: что у них работает, а что нет, берем лучшее и делаем еще удобнее
  • Исследование целевой аудитории — узнаем, кто наши пользователи, чего они хотят и что им мешает
  • Составление структуры будущего сайта или приложения — продумываем, из каких разделов и функций будет состоять продукт

Исследования пользовательского пути

  • Юзабилити-аудит (UX-анализ) — проверяем, насколько интерфейс удобен для пользователя
  • User Flow — рисуем путь пользователя по интерфейсу, например, как он покупает или регистрируется
  • Аудит прототипов — смотрим, насколько удобны наброски и кликабельные версии интерфейса
  • Аудит текущего проекта — то же самое, но для уже готового интерфейса

Формирование требований к системе

  • Use Case — описываем шаги пользователя, например, как он кладет товар в корзину и проходит авторизацию
  • User Story Map — оказываем User Story на карте: по горизонтали этапы, по вертикали — приоритеты

Исследование рынка

  • Исследование голубого океана — ищем новые ниши без конкурентов
  • Отраслевые тенденции — смотрим, что сейчас в моде и куда движется рынок
  • TAM-SAM-SOM — оцениваем размер рынка
  • Поиск удачных решений — изучаем, что уже работает у других
  • Проведение исследований — собираем данные через опросы и аналитику

Аналитика для продукта

  • Анализ метрик — смотрим на цифры: конверсию, удержание, активность пользователей и другие показатели
  • 5 сил портера — разбираемся, как устроена конкуренция, кто давит сильнее — поставщики, покупатели или новые игроки

Бизнес-аналитика

  • SWOT-анализ — смотрим сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы для выбора стратегии
  • AS IS / TO BE — описываем, как работают процессы сейчас (AS IS) и как должны работать в будущем (TO BE)
  • Business Model Canvas — рисуем бизнес на листе: кто клиенты, как продаем, откуда доход и куда уходят деньги
  • Моделирование бизнес-процессов методом BPMN 2.0 — стандартный способ показать кто, что и как делает в компании

В B2B-проектах важно понять, как живет и думает корпоративный клиент. Для этого команда проводит интервью с представителями компаний, разбирает, как решаются задачи сейчас, смотрит, какие решения уже есть на рынке, чтобы найти, чем выделиться.

В B2C все строится вокруг поведения конечных потребителей. Здесь в ход идут UX-исследования, анкеты, наблюдение, тесты. Все, чтобы понять, чего на самом деле хотят люди, чем они живут, что для них удобно, а что раздражает. Плюс анализируются рыночные тренды и массовые предпочтения.

Участники дискавери-фазы

Прежде чем запускать продукт, важно понять, кто из команды или партнеров будут работать над проектом и как именно они помогут воплотить идею в готовый продукт.

Участники

Дискавери — это не просто этап с множеством встреч и документов, а настоящая командная игра, где каждый влияет на результат.

  • Владелец продукта. Человек, с которого все начинается. Он придумал идею, собрал команду и точно знает, зачем нужен продукт и какую проблему он должен решить. На этапе discovery он делится видением и объясняет, как все должно работать. Чем активнее он включен в процесс, тем четче будет результат.
  • Бизнес-аналитик. Он переводит идею с «как хочется» на «что нужно сделать». Аналитик общается с вами, исследует рынок, конкурентов и пользователей, формулирует гипотезы и помогает выбрать правильное направление. Без него продукт скатится в абстракции и догадки.
  • Пользователи. Ради них все и затевается. Через интервью и фокус-группы команда слышит их настоящие боли, ожидания и привычки. Это помогает понять, какие функции действительно нужны, а какие можно смело убрать или отложить.

Польза Discovery Phase для разработки продукта и бизнеса

Давайте разберем, какие преимущества дает проведение исследования:

  • На этапе discovery вы раскладываете все по полочкам: зачем нужен продукт, как он будет монетизироваться, через какие каналы пойдет в массы и в чем его преимущество на рынке.
  • Предварительное исследование помогает оценить объем работ и риски, поэтому бюджет не всплывает неожиданно — все просчитано заранее.
  • Когда у всех участников проекта — от разработчиков до заказчика — единое понимание целей и задач, количество недопониманий и конфликтов снижается, команда работает как единое целое.

Плюсы Дискавери

  • Вместо того чтобы сразу делать MVP, вы сначала проверяете идею с помощью интервью, прототипов и анализа рынка. Это дешевле и быстрее, чем запускать то, что может не взлететь.
  • Вы находите слабые места еще до начала разработки: технические, бизнесовые, продуктовые. И успеваете их устранить заранее — без срывов сроков и переработок.

Discovery-фаза включает глубинные интервью и исследование потребностей пользователей. Вместо догадок команда опирается на реальные инсайты и делает продукт, который действительно нужен людям.

В чем разница между этапом discovery, предпроектной и продуктовой аналитикой

Пул работ может сильно отличаться в зависимости от задач. В этап discovery может войти и предпроектная аналитика с ее четырьмя работами: видением проекта, изучением конкурентов, целевой аудитории и составлением структуры, по которой потом будет разрабатываться проект.

А может войти и бизнес-аналитика — например, оценка бизнес-модели, каналов продаж и юнит-экономики. Полный список есть в разделе «Основные артефакты дискавери-фазы».

Стоимость и сроки

Полноценная discovery-фаза занимает 1–2 месяца и стоит примерно 700 тыс — 1 млн ₽. Точные сроки и стоимость зависят от типа продукта, аудитории и объема исследований. Для проектов с низким уровнем неопределенности хватит 2-х недель и 120 тыс ₽.

Если вы сомневаетесь в потенциале своей идеи, у вас есть трудности с презентацией инвесторам или вы чувствуете, что концепции не хватает цельности — напишите нам. 

Мы делали discovery для клиентов и собственных продуктов. Например, в СпросиВрача и Happens совмещали позиции заказчика и исполнителя, такой опыт научил нас видеть продукт со всех сторон и прорабатывать идеи до мелочей.

Хотите понять, сколько займет discovery именно для вашего проекта? Напишите, поможем нащупать суть и понять, что делать дальше.

Спасибо за оценку!

0 оценок, среднее 0 из 5

Вверх
Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie. Политика обработки персональных данных.
Я согласен