Как презентовать дизайн-концепцию, чтобы не обосраться перед заказчиком. Готовый скрипт + чек-лист

Дизайн
10 ноября 2023

Самое дурацкое, что можно сделать после создания дизайн-концепции — скинуть ссылку заказчику и ожидать фидбэк. Привет, я Антон — креативный директор в Пиробайте. Расскажу, как подготовиться к демо , чтобы после созвона вам не сказали легендарную фразу: «Давай по новой, Миша. Все фигня!»

Будем исходить из того, что вы знаете, как создавать концепцию и в курсе про такие понятия, как:

  • Метод прогрессивного джипега;

  • Бриф;

  • Аналитика;

  • Мудборд;

  • Скетч/прототип;

  • Внутренняя приемка.

Если нет - ныряйте в середину этой статьи, там подробнее.

Дизайн-концепция — это направляющий маяк. Один или несколько ключевых страниц, которые задают общий стиль будущего продукта.

Почему кидать в заказчика ссылкой и ожидать обратной связи — не гуд? Потому что разработка концепции — объемная работа, занимающая от 8 до 40 часов. И до принимающей стороны важно донести, что картинки на экране — не прихоть одного дизайнера, а итог работы целой команды, решения и предложения которых основаны на знаниях и опыте.

Тут важное пояснение — все дизайн-концепции в студиях можно поделить на 2 вида:

1) Которые разрабатываются для публичных сайтов, веб-сервисов и мобильных приложений;

2) Для внутренних сервисов: ERP-, CRM- систем и прочих.

Вторые обычно не сопровождаются таким обилием красочных картинок, как первые, но концепты в них есть всегда. Мы сегодня расскажем про первый вариант, а про внутренние сервисы и то, как мы готовим для них концепции, поговорим в следующих материалах.

Из-за чего можно зафакапить презентацию концепта

Причин завалить демо полно, но самые явные:

  • Проект на стороне клиента ведет один человек, но на контрольные точки подключается совет директоров. Не все в курсе всего. У всех разное видение, вкус, темперамент, настроение. Почитайте, чем это может обернуться, здесь мы подробнее рассказывали про важность присутствия ЛПР в разработке;

  • У клиента много задач. Некоторые договоренности он не помнит, обстоятельства поменялись, требования стали другими;

  • Технические проблемы. Плохой интернет, наушники, микрофон, неумение все это настроить;

  • Неудачное время, плохое настроение;

  • Скомканное повествование, невнятная речь, несогласованность демонстрации;

  • Плохой результат, сделали не то, что просили.

Некоторые факторы не зависят от подрядчика, и повлиять на них — вне наших возможностей. Все, что в наших компетенциях — это запилить крутой концепт и хорошенько подготовиться к его показу. Ниже я дам пару неочевидных советов.

Готовимся к демонстрации концепта — собираем презентацию и репетируем речь

Представим, что творческие муки, правки от арт-дира и пожелания менеджера позади. У вас в Figma красуется добротный макет главной, а на послезавтра в календаре стоит созвон с клиентом.

Кстати, вы ведь оставили люфт до дедлайна?

Советую менеджерам озвучивать дату дедлайна на день-два раньше реальной. Поверьте, это сбережет ваши нервы

Начинайте собирать презентацию. Из каких блоков она должна состоять:

  • Обложка;

  • Целевая аудитория и конкурентный анализ;

  • Скетч/прототип;

  • Мудборд;

  • Логотип (если разрабатывался в рамках концепции);

  • Сама концепция;

  • Альтернативная версия;

  • Видео;

  • Минигайд;

  • Закрывающий слайд.

У вас может быть больше или меньше слайдов, у нас примерно столько

Дальше подробнее.

Собираем презентацию

Целевая аудитория и конкурентный анализ

Если вы проводили аналитику, то на слайде устно акцентируйте внимание только на те моменты, которые повлияли на финальный результат.

Клиент уже изучал эти таблицы, поэтому разбирать в презентации мелочи ни к чему

Скетч/прототип

Если у вас есть кликабельный прототип, на созвоне его можно продемонстрировать.

Только убедитесь, что все работает и вы знаете куда кликать

Мудборд

Акцентируйте внимание на том, что обсуждали с клиентом. Все подряд показывать не стоит.

Устно подсвечивайте нужное, приглушайте второстепенное

Визуально тоже можете подсветить основное, как здесь

Логотип (даже если о нем не шло речи)

Логотип, с которым приходит клиент, часто настолько плох, что органично вписать его в новый дизайн просто нереально. Мы в такой ситуации разрабатываем «быстролого» — экспресс-вариант логотипа.

Подбираем шрифт и форму символьной части на разных сервисах, опираясь на деятельность компании.

Удивительно, что зачастую клиент принимает его моментально. Такой подход сразу располагает, потому что показывает, что нам не все равно. Вот в этой статье показали, на каких проектах мы так делали и что из этого вышло.

Кстати, вставки с мерчем смотрятся бомбически, можете использовать это как одну из фишек, если еще не делаете ;)

Концепция

Здорово, если на слайде будет красоваться макет в полный рост. Так вы покажете концепт в рамках одной презентации, без суеты с переходами на другие вкладки — меньше шансов, что кто-то запутается.

Можно добавить ссылки на видео и дизайн.

Кстати, имеет смысл показывать и промежуточные варианты.

Так виден ход мыслей, да и клиенту интересно узнать, как работают над его проектом.

Альтернативная версия

В силу своего опыта и насмотренности, дизайнеры «‎сражаются клавиатурах‎» за то, чтобы отобразить в концепте то или иное решение. Так рождаются альтернативные версии. Уточнение — ребята создают не кардинально новый вариант, а используют приемы в рамках все той же идеи. Пример:

Концепция одна, но варианты исполнения разные

Но если у вас осталось время или есть свободный дизайнер — можно успеть воплотить другой подход. Иногда бывает, что в попытке учесть пожелания от множества сторон, концепция получается безликой. Вроде все есть, но чего-то не хватает. Тогда мы разрабатываем вторую, новую концепцию. Применяя те приемы, технологии и стили, которые действительно туда напрашиваются. Как и с логотипами — такие макеты часто принимаются в итоге.

Именно так было на одном из наших проектов.

Видео

Скорее всего, вы уже сделали ховер-эффекты и анимации, которые теперь так легко делаются в Figma. А логотип, созданный в рамках концепции, отлично смотрится на мокапах мерча. Теперь из этого всего соберите небольшой шоурил под бодрый трек. Заказчик точно будет в восторге, не оставляйте ему шансов. Миша в этот раз сделал все красиво!

2 музыкальных примера из наших закромов:

Мини-гайд

Тут рассказываем про используемые цвета и шрифты. Если нужно оплатить лицензию, обязательно это проговариваем.

Только шрифт и цвет — ничего лишнего!

Обложка и заключительный слайд

Тут все понятно, про обложку вначале не стали писать — но все по классике: сначала здороваемся, в конце благодарим за внимание.

Кстати, вот здесь я создал дополнительные вкладки в Figma, что бы вы увидели презентации этих проектов вживую.

Готовим речь

Речь для презентации пишите тезисно. Скорее всего, вы уже разговаривали с заказчиком и знаете, на что именно он обращает внимание.

Первое время я прописывал все дословно, распечатывал и клеил листок над ноутом. Особенно когда созванивался с англоговорящими заказчиками, там затупить очень не хотелось. Но подглядывать, не палясь, надо тоже уметь — речь с листочка быстро выкупается.

Проводим внутреннюю приемку

По сути, это та же презентация, только без заказчика, репетиция в кругу команды. Проводит ее менеджер проекта. Присутствуют все: другие менеджеры, дизайнер, арт-директор и аналитик. Целей у приемки несколько:

  • Потренироваться отвечать на вопросы;

  • Убедиться, что макет соответствует или превосходит уровень макетов студии;

  • Получить конструктивную критику и доработать макет, презентацию и саму ее подачу;

  • Отсмотреть презентацию незамыленным взглядом на предмет опечаток, ошибок или лишних элементов;

  • Проверить, что учли все по чек-листу и ничего не забыли.

Созваниваемся с заказчиком — что делать и не делать

На созвоне нужно быть на позитиве — это самое главное! Пробегитесь по этапам презентации, сделайте акценты на том, что воплотили в дизайне.

Важно проговаривать то, на чем акцентировал внимание клиент: "Вы отмечали"‎, "Вы просили"‎. Конечно, если вы правда учитывали эти моменты в работе, а то получится манипуляция и обратный эффект. Заказчик вспомнит о договоренностях, о которых мог забыть в потоке своих задач. И в целом, станет более лояльным к результатам — он ведь об этом просил. Если клиент отметил на мудборде минимализм и вы его использовали — обязательно это проговорите.

Если дизайнер не так опытен, то на созвон лучше подключать арт-директора, чтобы он вытянул диалог на сложных и спорных моментах.

Точно портят впечатление долгие паузы, покашливания, «Эээээ» и «Нууу». Избегайте этого. Больше репетируйте и прогоняйте в голове варианты ответов на разные вопросы.

Менеджеру лучше заранее договориться с клиентом о том, когда ему будет удобно подключиться на созвон. Хотя и у нас были примеры, когда клиент был за рулем и, проезжая через тоннель, выпадал из эфира. Или был на ферме, а весь разговор проходил под крики животных. И еще был случай, когда заказчик подключался к созвону в перерывах между ЛОР-процедурами :) Весело, конечно, но делать так не надо.

Устраивать созвон перед долгими праздниками тоже не всегда хорошая идея. Договоренности могут забыться. День и час подбирайте по обстоятельствам, но правильное время демки влияет на успех.

Не забывайте и про часовые пояса. Однажды мы целый месяц созванивались с Нью-Йорком в 22:00 по нашему времени, потому что клиенту было удобно подключиться в 10:00 утра. Естественно, мы уже все были дома, в окружении детей и питомцев. Хотя после ковидных времен этим уже никого не удивить.

Отрабатываем типичные возражения заранее

Например, если клиент спрашивает:

— «Почему так долго рисовали?»

Можно ответить так:

— Геннадий, создание концепции — работа, в которой участвует много специалистов. Она проходит в несколько этапов, в том числе и через внутреннюю приемку, где экспертная группа (дизайнер, аналитик, арт-директор, менеджер) обсуждает детали и принимает решение о доработках. До вас доходит не сырой вариант, а проработанный концепт, в котором мы уверенны на 100%. Все для того, чтобы сайт/приложение понравился и нам, и вам, и конечным потребителям.

— «Слишком мало анимаций»

— Анимации хорошо работают там, где они уместны. Можем применить их на главном экране для вау-эффекта, и этого будет достаточно. Дальше посетитель может просто устать, поэтому предлагаем остановиться на этом варианте.

— «Меня что-то смущает»

— Что конкретно смущает, из-за чего появились сомнения?

Поздравляю, у вас страйк. Прямо здесь и сейчас надо добиться подробных объяснений. Говорите мягко, но уверенно. Напомните, что вместе с клиентом утверждали все этапы, в том числе и мудборд. Скорее всего, клиенту реально не хватает какой-то мелочи — например, не нравится фото или какой-то цвет. Часто Zoom или Skype засвечивают макет и из-за этого не видно светлых подложек. Предложите посмотреть в Figma. Небольшие изменения можно сделать онлайн.

— «Хотелось бы, чтобы дизайн был сочнее. Все должно быть ярким, большим и анимированным»

— Геннадий, когда мы создаем дизайн, мы работаем с акцентами. Они позволяют управлять вниманием пользователя через баланс отступов, размера, яркости и анимации. Если все будет одинаково заметным — фокус размоется и информацию будет сложно считывать. Сейчас все отлично, но если хотите, можем добавить небольшой эффект и этого будет более, чем достаточно.

Категорическое «нет» — не совсем правильно, старайтесь находить компромисс.

— «Мне все нравится, но сделайте логотип в 2 раза больше»

— Геннадий, ваш логотип будет виден всегда в плавающей шапке. Не забывайте, что пользователь приходит на ваш сайт за услугой/информацией. Красивый, но большой лого может отвлекать.

— «Хочу, чтобы вместо фото к новостям были 3D сцены»

— Это не типичное пожелание. Возможно, оно действительно оправдано, но вы должны понимать, что поддерживать такой формат будет сложно. Насколько целесообразно для обычной новости создавать 3D-сцену с трудозатратами в 20 часов?

Итак, возражения отработали, идем дальше. Это еще не все.

Что еще нужно учесть, чтобы все прошло круто

Менеджеру:

  • Грамотно распланировать время. Оставить запас на форс-мажор;

  • Оценить риски. Понятно, что лучше, когда на проекте все бывалые, но так бывает не всегда. Усиливать слабую команду проекта нужно сильным спецом, он может компенсировать недостаток компетенций у других. Начинающего менеджера подстрахует опытный дизайнер/арт-директор и наоборот. Но если на сложном проекте все джуны — «успех» Мише гарантирован...

  • Не забыть включить запись созвона, предупредив всех!

  • Поддерживать фокус на цели звонка. Иногда клиента уносит не туда;

  • Важно добиться фидбэка: «Как видите, мы проделали большую работу, результат и правда отличный. Какое у вас впечатление?»

  • Зафиксировать результаты созвона в митинг-репорте и отправить его в течение часа. Обязательно получить подтверждение от клиента, что все ОК.

Дизайнеру и арт-директору:

  • Учесть все вводные. Ответственно отнестись ко всем этапам разработки концепта. Не делать мудборд ради мудборда;

  • Проверить лицензию используемого шрифта, корректность контента;

  • Написать тезисы повествования, подготовить речь, аргументацию на потенциально возможные возражения клиента.

Всем:

  • Согласовать структуру демонстрации;

  • Провести внутреннюю приемку и проработать кривые моменты.

Кстати, вот тот самый чек-лист по внутренней приемке. Там же порядок его проведения, теперь вы точно ничего не упустите на презентации.

Ну и напоследок, делимся готовым скриптом-шпаргалкой, который поможет начинающим и дизайнерам не растеряться на демке. Удачи.